КНЯЗЬ ТЬМЫ — образ героя в мировой литературе

Персонаж Князя Тьмы или Демона (герой, противостоящий самому Богу) — одна из самых загадочных личностей в культуре, литературе и мифологии. О нем написано сотни произведений, но только некоторые из них действительно заслуживают внимания, так как являются истинным портретом данного героя, соблюдая каноны и традиции. И почему бы нам ни проследить весь путь?!

Первое произведение , которое необходимо упомянуть, говоря о Демоне в западной традиции, — это "Библия". Но мало кто действительно читал данную книгу от начала и до конца, а прочитавший знает, что упоминания Демона в "Библии" практически нет. Есть только Змий в "Книге Бытия", давший людям знания и свободу, и есть некий Зверь, предвестник конца света и последний владыка на земле в книги "Откровения". А помимо этого в "Библии" нет ни демонов, ни ада, ни царства тьмы — ничего подобного, а все зло исходит от самих людей и, как ни странно, от Бога.

И только в конце XIII-ого и начале XIV-ого века Данте Алигьери, будучи приближенным к церкви поэтом, создает фундамент для канона такого необычного героя, как Демон. Написав "Божественную Комедию" Данте красочно описывает царство Демона и страдающих душ. И именно благодаря Данте в христианстве появились четкие понятия и описания рая и ада (которые он позаимствовал у других культур и адаптировал под христианский манер). До этого же концепция ада была довольно скудной, размытой и неоднозначной. "Божественная комедия" все изменила.

Но все-таки именно Джон Мильтон в XVII-ом век начал тот самый путь Демона/Люцифера, который мы знаем сегодня. В поэме "Потерянный рай" Мильтон (как и Данте до него, заимствуя легенды более древних культур) описывает восход и падение Люцифера.
Самый совершенный ангел, несущий свет, делал всю работу за Бога, а посему посмел поставить свой трон выше всех и даже выше Бога, на что создатель разгневался и изгнал Люцифера, и тот с великими словами: "Лучше править в аду, чем прислуживать на небесах!" — с гордостью покинул Царство Небесное, создав свою империю в аду. Так и начался великий путь этого литературного героя.

Демон появлялся в легендах, былинах, пьесах, но в начале XIX-ого века, появилось, наверное, самое известное и важное произведение об этом герое. И мы говорим конечно же о "Фаусте" Иоганна Гете. Герой доктора Фауста уже неоднократно встречался в германской литературе, герой, заключивший сделку с Дьяволом. Но именно Гете своим гением смог эту довольно избитую и банальную историю (даже для своего времени) поднять на вершину пьедестала одного из самых лучших произведений искусства в истории. В пьесе Демон/Мефистофель предстает в образе хитрого и изворотливого существа, помогающего философу соблазнить юную деву Маргариту. И именно после этой довольно романтичной и трагичной истории в XIX-ом веке по всему миру начинается литературная лихорадка влюбленных или же соблазняющих своею хитрость Демонов.
Герой встречается везде: у Пушкина, Бульвер-Литтона, Лермонтова, Готорна, Мадача, Гоголя и даже у Достоевского… и у многих других писателей. И везде его изображают по-своему, нарушая уже заданный Мильтоном и Гете канон.

В XX-ом веке герой теряет свою значимость в виду того, что люди все меньше и меньше верят в Бога и различные суеверия. Атеизм и наука процветают. И именно в самый разгар атеизма Михаил Булгаков в своем романе "Мастер и Маргарита" решает продолжить канон, практически начиная свою историю там же, где закончил Гете. Булгаков возвращает того же хитрого и изворотливого Демона/Воланда, каким он был у Гете, возвращает и Маргариту и даже философа-героя. Булгаков пересказывает историю "Фауста" в новом свете, тем самым продолжая канон, придавая ему ни только философский, но и политический смысл. А в конце произведения читатель находит Демона уже не таким игривым и хитрым, каким он был на Патриарших Прудах, а мудрым и очень серьезным.
Демон взрослеет. Мы видим преображение героя.

XX-ый век стал веком высоких технологий и медии. Образ Демона использовался всеми, кому было не лень: в кино, в музыке, в видео играх и т.п.. Красные рога, пентаграммы и сатанинский смех люди видят так часто, что Демоном уже не удивить. Серьезный герой превратился в простое различение. И не было ни одного произведения, которое хотя бы хотело продолжить заданный канон, ибо каждый автор считал, что лучше создать собственного Демона, создав свой trademark и присвоив героя себе, нежели продолжать уже многовековую традицию.

В начале XXI-ого века все-таки продолжился и возможно даже завершился данный канон. Появлялось многослойное и неоднозначное произведение "Губы цвета крови" Юрия Кирнева, продолжающее традиции Мильтона, Гете и Булгакова. Автор описывает Демона/Дияко теперь уже старым и уставшим, желающим наконец-то уйти на покой, найти себе замену и отыграть свой последний бал. И под конец произведения Юрий Кирнев изображает, как Демон прощается с читателями и нашим миром навсегда.
Канон завершен.

Мы видели весь путь. Видели резкого и вспыльчивого юношу Люцифера, затем молодого и хитрого предпринимателя Мефистофеля, из которого в последствии вышел взрослый и мудрый Воланд, который под старость превратился в молчаливого и задумчивого властелина Дияко, уходящего на покой по собственной воле.

Будет ли продолжение? Увидем ли мы этого героя снова в своем каноничном образе?
Время покажет.

Оставьте комментарий: